Все о меде
    - Мед
    - Лечебные свойства меда
    - Химический состав меда
    - Физические свойства меда
    - Биопроисхождение меда
    - Созревание меда
    - Обработка и хранение меда

Продукты пчеловодства
    - Прополис
    - Маточное молочко
    - Пчелиный яд
    - Пчелиный воск
    - Пыльца и перга

Все о пчелах
    - Биология пчелиной семьи
    - Пчелиная семья и ее особи
    - Строение наружных органов
    - Строение внутренних органов
    - Породы пчел
    - Размножение и развитие пчел
    - Поведение пчел
    - Враги пчел

Для пчеловодов
    - Инвентарь пчеловода
    - Создание пасеки
    - Весенний уход за пчелами
    - Работы на пасеке осенью
    - Зимовка пчелиных семей

Полезная информация
    - Форум пчеловодов
    - Ресурсы о пчелах и мёде
    - Контактная информация

 

Период размножения и накопления кормов

Этот период, начинающийся с момента появления в семьях резервных пчел и заканчивающийся отбором товарного меда, представляет собой вершину пчеловодного сезона. В этот период пчеловод должен продемонстрировать все свое искусство. Любая ошибка в подборе методов пчеловождения может свести на нет результаты благополучной зимовки и усилия по весеннему уходу за пчелами, даже если эти работы были выполнены прекрасно.

На крупной пасеке, размещенной на нескольких точках, за все ошибки приходится платить особенно дорогой ценой. Здесь пчеловод лишен возможности ежедневно наблюдать за состоянием и поведением всех точков, своевременно обнаруживать семьи, пришедшие в роевое состояние, караулить и собирать рои. Именно роение - основной бич пчеловодов в нашей зоне. Оно стало непреодолимой преградой для многих опытных пасечников, не говоря уже о новичках. На Северо-Западе России нет периода ярко выраженного и бурного главного взятка, при котором инстинкт накопления кормов становится главенствующим и подавляет стремление к размножению. Слабый и продолжительны взяток, характерный для зоны, только усиливает роевую горячку. В отдельные годы роение охватывает целиком вс пасеку, семьи роятся вплоть до августа. Возникает необходимость применения технологии пчеловождения, которая бы полностью исключила роение и одновременно позволяла содержать на пасеке сильные семьи, готовые продуктивно использовать любой открывающийся в природе взяток.

Долгий и трудный путь пришлось пройти моей пасеке в поисках такой технологии. Надо было каким-то образом свести воедино, в комплекс все достижения науки и практики. Каждый пчеловодный сезон приходилось испытывать что-то новое, от чего-то отказываться, к чему-то вновь возвращаться. О главных этапах этих поисков хочу поведать пчеловодам, чтобы они зря не набивали себе шишек, учились на чужом опыте.

Еще в то далекое время, когда моя пасека насчитывала менее 30 семей, я окончательно пришел к выводу, что такие всем известные противороевые меры, как содержание семей в ульях большого объема, своевременное усиление вентиляции и расширение гнезд, загрузка пчел строительством сотов, не исключают, а только снижают процент роившихся пчелиных семей и сдвигают роение на более поздние сроки. Поэтому я стал испытывать всё новые и новые противороевые приемы.

При содержании пчел в 14-рамочных ульях с двумя магазинами я заметил, что весной, освоив гнездовой корпус, семьи не хотят переходить в магазины, начинают готовиться к роению. Главная причина этого - слабый взяток. Чтобы не допустить роения, заставить пчел подниматься в магазины, поверх гнезда я ставил две надставки в виде второго корпуса. В них переносил из гнезда три рамки с расплодом. По краям и между этими сотами помещал еще 8 магазинных полурамок и ограничивал вставной доской. Внизу гнездо сокращал. Пчелы сразу же переходили во второй корпус и осваивали полурамки, находящиеся между расплодом в магазинах. Туда же поднималась матка и начинала яйцекладку не только в гнездовых, но и в магазинных рамках. Через 7 - 10 дней гнездовые соты из двух надставок вынимал и переносил в нижний корпус. Восемь магазинных рамок с медом и расплодом составлял в один магазин, размещая между ними 5 полурамок с вощиной. А еще через неделю на эти семьи ставил вторые магазины, помещая их в разрез под первые. Этот прием значительно снижал роение, но не устранял его полностью.

Одновременно испытывал метод двухкорпусного и многокорпусного содержания пчелиных семей. В итоге пришел к выводу, что роение при этом не исключается, а только уменьшается, но, как ни странно, снижается и выход товарного меда по сравнению с семьями, где применялся прием принудительного освоения магазинов.

Объясняется это тем, что при двухкорпусном или многокорпусном содержании в условиях слабого взятка матки в верхних корпусах развивают большую яйцекладку и практически весь принесенный нектар пчелы скармливают расплоду. А нижние корпуса, освобождающиеся от расплода, забивают пергой. В дальнейшем, по мере накопления меда в верхнем корпусе, свободных ячеек для яйцекладки матки остается все меньше и она сокращает ее, но в нижний корпус не уходит. Семья к осени слабеет.

Допустим, что взяток в нашей зоне был бы более продуктивным. Тогда пчелы быстрее занимали бы медом и напрыском верхний корпус и вынудили бы матку уйти вниз. Однако такого не бывает. В конце лета рамки верхнего корпуса заполнены не только медом, но и расплодом. Отбирать их для откачки нельзя.

Пробовал я на время изолировать маток в нижнем корпусе. Но тогда весь приносимый нектар пчелы складывают в верхнем корпусе, а нижний остается без кормов. Приходится медовые рамки верхнего корпуса отдавать семьям для зимовки, а откачивать опять нечего.

Поэтому и двухкорпусное, и многокорпусное содержание не дало желаемых результатов и не прижилось на моей пасеке. Семьи в ульях с двумя надставками при принудительном переводе их пчел в первые магазины показали лучшие результаты. И это, конечно, не случайно. В низкие магазинные полурамки матки не любят откладывать яйца, и как только внизу, в гнездовом корпусе, освобождается место, они сразу устремляются туда, а в магазины пчелы складывают мед. Одновременно мед накапливается и рядом с расплодом в больших гнездовых сотах. К концу лета пчелы заполняют медом магазины и создают запас корма в гнездовом корпусе. При усилении силы взятка они ограничивают яйцекладку маток, что способствует переключению свободных пчел-кормилиц на сбор нектара. Кроме этого, с магазинными рамками легко и удобно работать пчеловоду. Однако перестановка гнездовых рамок с расплодом сначала в два магазина, а потом возвращение их обратно в нижний корпус отнимали много времени. Чтобы облегчить перевод пчел в первый магазин, я изготовил рамку по размеру магазинной, но имеющую специальные скрепы-плечики, при помощи которых две такие рамки легко и быстро соединяются в одну гнездовую (смотри чертеж этой рамки и скрепа-плечика).

Весной, при расширении гнезд, каждой семье я давал три пары таких рамок (6 шт.). Пчелы заполняли их кормом и расплодом. Затем примерно через неделю я вынимал эти рамки из гнезда, разъединял их и ставил в магазины вперемежку с сушью и вощиной. А на их место в гнездо ставил три рамки вощины.

Пчелы буквально тотчас переходили в магазин, матка тоже поднималась сюда для яйцекладки, но долго здесь не задерживалась, а возвращалась в гнездо и откладывала яйца на свежеотстроенных сотах, а потом и тех, из которых вышел расплод. Семьи набирали большую силу. Однако 10-15 процентов семей пасеки все же приходило в роевое состояние, рои улетали. Трудно было и менять маток - график их вывода не совпадал с основными работами на точках.

В дальнейшем для уменьшения роения я отбирал от семей часть расплода и передавал его на первых порах семьям-воспитательницам, а после деления этих семей на отводки - в эти отводки. Так в определенную систему были сведены противороевые мероприятия, вывод маток и их замена. Роение значительно уменьшилось, но все же 5-10 процентов семей роилось. Сложной оставалась и замена маток. Ведь молодую плодную матку из отвода требовалось передать в семью, а старую из семьи подсадить в отводок. Да и отыскивать маток в сильных семьях в конце июня оказалось непросто. Прием тоже проходил не всегда удачно.

Появилась мысль о ранней замене маток, до возникновения в семьях роевого состояния, что в нашей местности возможно при условии замены плодной матки на маточники племенных семей. В этом случае роение полностью исключается, так как семьи с матками сеголетнего вывода в этом году не роятся. Так после всех поисков и испытаний удалось .соединить в единую систему ухода за пчелами племенную работу, вывод маток, ежегодную их замену, формирование новых семей и использование взятка, а также подготовку сильных семей к зимовке.

Схематически это выглядит очень просто:

1) ранней весной племенным семьям точка, в которых воспитываются и племенные трутни, даются для вывода маток трехдневные яйца от племенных маток, привезенных с другого точка, чем в дальнейшем устраняется близкородственное скрещивание;

2) в день прививок племенным семьям трехдневных яиц для вывода маток матки рядовых семей переводятся во второй корпус и на 10 дней отделяются от нижнего гнезда разделительной решеткой;

3) через 10 дней от рядовых семей делаются отводки на их же маток, а еще через сутки этим семьям, где уже не осталось открытого расплода, даются зрелые 14-дневные маточники от племенных семей. Вместо вторых корпусов на эти семьи ставятся магазины;

4) через 10 дней после дачи рядовым семьям маточников из отводков им периодически передается расплод;

5) после оплодотворения молодой матки рядовые семьи постоянно подпитываются расплодом двух маток, усиливаются, успешно используют взяток нектароносного конвейера и не роятся;

6) в зиму эти семьи наращивают много молодых пчел от двух маток и хорошо зимуют на воле;

7) после вывода маток племенные семьи делятся на отводки, чем достигается необходимый прирост пасеки.

В итоге я получил то, к чему стремился. Эта система позволяет заниматься или производством меда, или формированием новых семей для продажи, или тем и другим одновременно. Все работы на пасеке оказались увязаны в единую технологию ухода за пчелиными семьями, из которой не может быть выброшено ни одно звено. Все операции направлены на улучшение качества семей, увеличение их численности и продуктивности, а также на повышение производительности труда пчеловода.

Во главу угла поставлены вопросы племенной работы, вывода и замены маток, а все остальные мероприятия по получению продукции пасеки как бы сами по себе вплетаются в единую цепь решения главных вопросов. Этим опровергается бытующее среди пчеловодов мнение, что на крупных пасеках, имеющих более 150 семей, пчеловодам некогда заниматься выводом маток, матки им должны поставлять питомники. Такое неправильное мнение привело к запущенности племенной работы на многих пасеках, ухудшению качества семей и массовой метизации местных пчел. Практика свидетельствует: вывод качественных маток - ключ к решению всех других вопросов пчеловодства.

Моя система пчеловождения жестко привязана к природно-климатическим и медосборным условиям зоны. Она эффективна и доступна каждому пчеловоду.

Весной, перед началом вывода маток, сразу же после выравнивания рядовых семей по силе, на основании наблюдений за состоянием семей определяю, какое место занимает каждый точок по темпам развития. Каждую весну, при одном и том же уходе за пчелиными семьями, на одних точках они развиваются быстрее, а на других медленнее. Причины этому разные. Например, играет роль и место нахождения точка. Начинаю одну и ту же работу на том точке, который вырывается вперед, а заканчиваю на самом слабом.

Определив последовательность обслуживания точков и день начала операции по выводу маток, составляю календарный план на весь период появления в семье избытка пчел, размножения и накопления кормов. День начала работ зависит от степени развития всех семей пасеки, но обычно он находится между 30 апреля и 10 мая. Если в данном сезоне в основном планирую сбор меда, то для выполнения основных операций на каждый точок отвожу два дня. При разведенческом направлении, в связи со срочностью работ, за два дня намечается обслуживание двух точков по парам. Для большей ясности в конце книги привожу примерный календарный план работы пасеки, по которому я работаю.

Все работы выполняются строго по плану, без каких-либо отступлений. Исключение, и то очень редко, составляют ненастные дни. В этом случае некоторые запланированные работы, которые не влияют на качество вывода маток, могут быть перенесены на следующий день, который имеется в запасе на каждую пару точков по каждой операции.

В последующем описании хода работ буду пользоваться сроками их исполнения, приведенными в примерном календарном плане в конце книги. При этом новые этапы ухода за семьями буду именовать по их ведущей, т. е. главной, операции, а в ходе изложения буду описывать весь комплекс работ.

Итак, через неделю после выравнивания силы семей приступаю к работам по выводу маток.

ПЕРЕВОД МАТОК ПЛЕМЕННЫХ СЕМЕЙ ВО ВТОРЫЕ КОРПУСА. В этот день (2 мая) занимаюсь приготовлением сиропа, отысканием племенных маток и переносом их зэ вторые корпуса, комплектованием вторых корпусов, отбором от рядовых семей рамок с молодым расплодом (яйцами) и постановкой их в нижние корпуса племенных семей, отделением племенных маток во вторых корпусах при помощи разделительных решеток, поением роевых семей и подкормкой племенных. Эти работы выполняются за 10 дней до прививки, чтобы получить ко дню прививки семью-воспитательницу без открытого расплода, но с большим количеством печатного. Такие семьи значительно больше закладывают маточников на прививочной рамке для воспитания.

Перед выездом на пасеку, рано утром, готовлю 50-процентный сахарный сироп для подкормки племенных семей и воду для поения рядовых семей. На 5 л сиропа и воды добавляю по одной таблетке (8 мг) хлористого кобальта. 40 л сиропа и столько же воды заливаю в канистры и привожу на пасеку.

На точке к улью каждой племенной семьи подношу две пустые магазинные надставки, разделительную решетку, четырехлитровую кормушку-рамку, одну гнездовую и одну магазинную рамки с вощиной. Магазинные рамки не обычные, а без нижней планки.

На разведенческой пасеке на каждом точке выделяется 5-6 племенных семей, из расчета на 5 семей одна племенная. На пасеке медового направления на точке организую 3 племенных семьи, из расчета одна племенная на 10 семей.

На каждую рядовую семью готовлю по две соединительные полурамки с вощиной, а если их нет, то можно давать по одной магазинной рамке. Затем начинаю отыскивать маток в племенных семьях. Открываю улей первой племенной семьи, поочередно вынимаю рамки из гнезда и проверяю, нет ли на них матки и роевых маточников. После осмотра две кормовые рамки вместе с сидящими на них пчелами ставлю в 6-рамочный ящик. К ним добавляю рамку с выходящим расплодом и сот, на котором будет обнаружена матка. Ящик с маткой закрываю.

К левой стенке гнездового корпуса улья устанавливаю кормушку-рамку, а за ней все рамки с расплодом. При этом по краям ставлю рамки со зрелым расплодом. В центр гнезда, между самым молодым расплодом, помещаю магазинную рамку с вощиной без нижней планки. Эта рамка после отстройки сота будет использована для получения одновозрастных яиц от племенной матки. Практика показала, что на рамке без планки больше собирается пчел-строительниц и они быстро и качественно ее оттягивают.

Продолжаю осмотр племенной семьи. Сот с трутневым расплодом из гнезда убираю, предварительно стряхнув с него пчел, и временно помещаю в пчеловодный ящик. А в ящик с маткой переношу из гнезда безрасплодные соты с пчелами. Посчитав, сколько сотов с расплодом не хватает до полного заполнения нижнего корпуса, куда вместе с кормушкой входит 12 рамок, гнездо на время прикрываю утеплением и приступаю к осмотру рядовых семей.

В первую из них сразу же помещаю сот с племенным трутневым расплодом на место строительной рамки. На боковине крышки этого улья рисую кружек, указывающий на наличие племенного трутневого расплода.

От каждой рядовой семьи (кроме больных нозематозом) отбираю по одной рамке самого молодого расплода. Найти его очень легко, так как в центр гнезд этих семей 5-7 дней назад при выравнивании силы помещалась сушь. Вместо отобранной рамки с расплодом в центр гнезда даю две соединенные полурамки или одну магазинную с вощиной. После того как пчелы их освоят и займут расплодом, они будут переданы в нуклеусы. В конце осмотра в поилки рядовых семей наливаю воду.

Набрав рамок с молодым расплодом столько, сколько требуется до полного укомплектования гнезда племенной семьи, возвращаюсь к ней и помещаю эти рамки между расплодом. Поверх гнезда, на правую его часть кладу разделительную решетку. А левую часть гнезда и примерно треть разделительной решетки накрываю пленкой. На решетку ставлю две магазинные надставки, в которые из ящика с маткой переношу рамки с пчелами. Всего их должно быть шесть. Недостающее количество дополняю вощиной. Сбоку в магазины устанавливаю вставную доску, гнездо утепляю холстиком в несколько слоев, улей закрываю. В такой же последовательности собираю гнезда всех племенных и рядовых семей точка. Перед отъездом раздаю им сироп.

Отбор от рядовых семей одной рамки открытого расплода практически не влияет на их дальнейшее развитие, так как они быстро восстанавливают количество расплода соразмерно своей силе и наличию пчел-кормилиц. Племенным семьям я специально передаю на воспитание молодой расплод, чтобы пчелы выходили из него непосредственно перед делением этих семей на отводки. Племенные семьи в это время уже достаточно сильные, занимают по 14 рамок, имеют много резервных пчел, которые в состоянии воспитать дополнительный расплод. Напомню, что матки племенных семей пройти в нижний корпус через разделительную решетку не могут.

В этот же день аналогичную работу выполняю и на втором точке. Если не удается все сделать до конца, то заканчиваю на второй день.

Потом наступает черед второй пары точков. А вот на двух последних точках при формировании гнезд племенных семей вторых корпусов не ставлю, а сразу в пакетные ящики делаю отводки на племенных маток. Даю каждому отводку из племенной семьи две кормовые рамки и две зрелого расплода вместе с обсиживаемыми их пчелами и маткой.

От самых сильных рядовых семей отбираю соты со зрелым расплодом и передаю племенным семьям вместо отобранных для отводков. На последних двух точках племенные семьи остаются без маток и закладывают свищевые маточники.

Отводки с племенными матками с этих точков перевожу на первые два точка, с которых начинался комплекс работ. Там их, не расширяя, пересаживаю в шестирамочные улейки и вешаю последние на запасные ульи летками в сторону летков этих ульев. Впоследствии от маток привезенных отводков буду получать трехдневные яйца для прививки племенным семьям этих точков. Переброской племенных маток в отводках с точка на точок преследуются две цели. Во-первых, взятые от них яйца для вывода маток исключают близкородственное скрещивание на этом точке, а во-вторых, в отводках сокращается яйцекладка маток и они начинают откладывать крупные яйца, из которых получаются высококачественные матки.

На выполнение всех вышеописанных работ на пасеке в 180 семей уходит 5-6 дней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЛЕМЕННЫХ МАТОК В ОДНО РАМОЧНЫЙ ИЗОЛЯТОР ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОДНОВОЗ-РАСТНЫХ ЯИЦ И ПОСТАНОВКА ВТОРЫХ КОРПУСОВ НА РЯДОВЫЕ СЕМЬИ. Через 7 дней (9 мая) после перевода маток племенных семей во вторые корпуса проводятся следующие работы: приготовление сиропа, отыскание племенных маток в отводках, привезенных с другого точка, и заключение их в однорамочные изоляторы, постановка вторых корпусов на рядовые семьи, поение рядовых семей и подкормка сиропом семей и отводков с племенными матками.

Сразу же может возникнуть вопрос: почему через 7, а не 6 дней я отсаживаю матку в изолятор для получения одновозрастных яиц? Делается это потому, что на маточное воспитание я прививаю не однодневные личинки, а трехдневные яйца. Кроме того, прививка на 10-й день после отделения маток во вторых корпусах с помощью разделительной решетки гарантирует, что в гнездовом корпусе к этому времени уже весь расплод будет запечатан

Перед выездом на пасеку приготавливаю сироп и воду с кобальтом. На точке, прежде чем приступить к основной работе с пчелиными семьями, к каждому отводку, привезенному с другого точка, подношу однорамочный изолятор на магазинную рамку, потолочную кормушку емкостью 1,5 л и лист вощины по размеру магазинной рамки. Для каждой рядовой семьи готовлю две магазинные надставки разделительную решетку и 4 рамки вощины. К каждой племенной семье подношу по одной гнездовой рамке вощины.

В ходе осмотра из нижних корпусов племенных семей достаю свежеотстроенные магазинные рамки без нижних планок и, стряхнув с них пчел, помещаю в переносной ящик. На их место ставлю гнездовые рамки с вощиной.

К одной из сторон вынутых магазинных рамок медными проволочными шпильками прикрепляю лист вощины. После помещения этого сота в изолятор племенные матки смогут откладывать яйца только на одной его стороне.

Здесь надо пояснить пчеловодам, почему в изоляторы ставлю свежеотстроенные соты. В соты, отстроенные в прошлом году, матки откладывают яйца только после того, как они обогреются в гнезде и пчелы отполируют их ячейки. Непригодны и соты, в которых выводился расплод. В них пчелам труднее переделывать пчелиные ячейки в маточники. К тому же при чистке и перестройке пчелиных ячеек они вместе с коконами зачастую выбрасывают и яйца.

После постановки свежеотстроенных полурамок в изолятор в племенных отводках нахожу маток, переношу их в изоляторы, а последние ставлю в центр отводков. Даю им кормушку, гнездо утепляю.

Заключив всех племенных маток в изоляторы, ставлю вторые корпуса на рядовые семьи. При этом из гнездового корпуса в две магазинные надставки переношу три рамки без расплода и один сот с выходящим расплодом. Дополнительно ставлю две рамки с вощиной. В гнездовой корпус добавляю две рамки с вощиной и ограничиваю комплект рамок в верхнем и нижнем корпусах вставными досками.

Маток во время осмотра специально не отыскиваю, но если какая-то из них случайно обнаружится, то сразу переношу ее в верхний корпус и между корпусами кладу разделительную решетку. Если матка не обнаружена, то решетку не ставлю. Как правило, в течение трех суток до следующего осмотра матки переходят в верхние корпуса, где более тепло и есть место для яйцекладки. В ходе следующего осмотра отпадает необходимость их специально отыскивать, чтобы перевести вверх.

Поилку устанавливаю сбоку второго корпуса на свободной части гнезда и наливаю в нее воду. В конце племенным семьям и отводкам разливаю сироп. Утеплительные подушки, снятые с рядовых семей, убираю на летнее хранение.

На двух последних точках кроме этого выламываю свищевые маточники в племенных семьях, которые уже 7 дней находятся без матки.

ОТБОР РАМКИ С ЯЙЦАМИ ИЗ ИЗОЛЯТОРА И ФОРМИРОВАНИЕ ОТВОДКОВ ОТ ПЛЕМЕННЫХ СЕМЕЙ. На второй день после заключения племенных маток в изоляторы (10 мая) на этих же точках формирую отводки от племенных семей на их же маток; бегло осматриваю эти семьи; пересаживаю отводки, привезенные с других точков, в запасные ульи; отбираю рамки с однодневными яйцами из изоляторов и ставлю их в центр племенных семей; перевожу сформированные отводки с племенными матками на другой точок.

Отводки от племенных семей формирую в пакетные ящики, куда из второго корпуса каждой семьи переставляю по две кормовые и две расплодные рамки вместе с пчелами и маткой. С остальных рамок вторых корпусов пчел тоже стряхиваю в отводки. Ящики с отводками закрываю. Оставшиеся рамки с расплодом и без него ставлю в пчеловодные ящики.

После формирования отводка рамки нижнего корпуса племенной семьи осматриваю, и если на них попадаются свищевые маточники (а такое бывает), то их выламываю. При сборке гнезда племенной семьи в центре его оставляю место для рамки с однодневными яйцами, находящейся в изоляторе. Оставшиеся рамки с открытым расплодом отдаю рядовым семьям, поместив их в нижний корпус, а недостроенную вощину составляю в запасные ящики.

Закончив работу с племенными семьями, пересаживаю в запасные ульи отводки с племенными матками, привезенными с другого точка. При этом из изоляторов вынимаю магазинные рамки с однодневными яйцами, стряхиваю с них пчел и матку, отстегиваю лист вощины и помещаю в центр обезматоченных пчелиных семей. Отводки расширяю рамками с недостроенной вощиной и сотами, оставшимися от племенных семей.

Отводки, сделанные от племенных семей, перевожу на другой точок, пересаживаю в шестирамочные улейки и вешаю на правую сторону запасных ульев летками вперед

ПРИВИВКА ТРЕХДНЕВНЫХ ЯИЦ НА МАТОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИЗОЛЯЦИЯ МАТОК РЯДОВЫХ СЕМЕЙ ВО ВТОРОМ КОРПУСЕ. Через два дня после удаления из изолятора рамки с однодневными яйцами (12 мая) приготавливаю сироп и воду, осматриваю племенные семьи на предмет наличия свищевых маточников, провожу прививку трехдневных яиц на маточное воспитание, отыскиваю и отсаживаю во вторые корпуса маток рядовых семей, формирую нижние и верхние корпуса рядовых семей, уничтожаю трутневый расплод в этих семьях и провожу подкормку и поение семей.

Как всегда, начинаю этот день с приготовления сиропа для племенных семей. На точке в первую очередь основательно осматриваю все племенные семьи, чтобы в них на оказалось свищевых маточников. Эти семьи лишились маток два дня назад, когда у них еще были 8-дневные личинки. Поэтому бывают случаи, когда пчелы внизу рамок закладывают свищевые маточники на отставших в развитии личинках. Если не уничтожить этих маточников, то семья мало примет яиц на маточное воспитание, а из свищевого маточника в скором времени выйдет неполноценная матка- пчела и уничтожит все маточники. Были случаи, когда с такой маткой уходил рой племенной семьи-воспитательницы.

При осмотре в центре гнезда сосредоточиваю рамки самым молодым печатным расплодом, между которым ставлю полурамку с трехдневными яйцами. После сборки гнезда в кормушку племенной семьи заливаю сироп.

Осмотрев все племенные семьи, приступаю к прививке. От первой племенной семьи отбираю магазинную рамку с трехдневными яйцами, помещаю ее в закрывающийся ящик и переношу в нагретый салон легковой машины. Сажусь на отодвинутое назад переднее сиденье, кладу на колени фанерный планшет размером 50Х 30 см, а на него магазинный сот с яйцами. Открываю термос с горячей водой! и опускаю в нее острое лезвие ножа, в деревянную ручку которого вбит гвоздь, не дающий ему провалиться на дно термоса. Горячим ножом на соте слева и справа делаю прорези, указывающие на границу квадрата, из которого будут вырезаться полоски с яйцами для прививок. Если вся сторона сота имеет ячейки с яйцами, то квадрат делится еще пополам, чтобы длина каждой полоски была 15-16 см. Две полоски такой длины удобно прикреплять к одной планке прививочной рамки.

В верхней части сота определяю ряд ячеек, пригодный для прививки, и потом делаю прорезь выше этого ряда с таким расчетом, чтобы не повредить его ячеек с яйцами. В этом ряду провожу прореживание яиц, при котором в одной ячейке яйцо оставляю, а в последующих трех ячейках яйца разминаю спичкой. Готовую для прививки полоску отрезаю по нижнему ряду. В такой последовательности готовлю 6 полосок длиной 15-16 см. После этого рамку убираю, а готовые для прививки полоски остаются на планшете.

Беру прививочную рамку, внутри которой на расстоянии 7 см друг от друга закреплено 3 планки шириной 20 мм и толщиной 8 мм. Первая планка от верхнего бруска прибита на расстоянии 3 см. В торцы планки вбито по одному гвоздю, и планки на них вращаются. Прививочную рамку ставлю на планшет, а верхней частью кладу на руль машины.

Полоску с прореженными яйцами той стороной ячеек, где нет яиц, приклеиваю по краю самой нижней планки прививочной рамки сильным нажатием на воск большого пальца правой руки. При этом край полоски сота как бы впаивается в планку.

Ячейки с яйцами не укорачиваю и не расширяю. На свежеотстроенном пустом соте, как правило, ячейки еще не до конца оттянуты, воск очень эластичен, и пчелы легко переделывают ячейки в мисочки.

После прививки рамку ставлю в ящик, подношу к племенной семье и опускаю в приготовленное для нее место между самым молодым печатным расплодом. Так племенная отцовская семья стала семьей-воспитательницей. Раздав прививочные рамки всем племенным семьям одного точка, сразу же переезжаю на другой, где таким же путем провожу осмотр племенных семей и прививку им трехдневных яиц на маточное воспитание.

Семья после двухдневного сиротства сразу же приступает к строительству мисочек. Яйцо в свежеотстроенной ячейке, висящее вниз головкой, действует на пчел так же, как и яйцо в роевой мисочке. Как показала практика, почти все яйца принимаются семьями на маточное воспитание.

Осмотр племенных семей и прививку провожу в любую погоду, даже в дождь или снег, так как перенос этих работ на более поздний срок приведет к ухудшению качества маток или вообще сорвет их вывод. В ненастье на крышку улья, поднятую кверху, накидываю пленку, которая свисает на переднюю стенку улья и прикрывает осматриваемое гнездо. Необходимую для прививки температуру в пределах 25-30° в салоне машины поддерживаю за счет отопителя.

Известно, что яйца значительно лучше, чем личинки, переносят все неблагоприятные условия, и поэтому на пасеках, где нет специальных комнат и лабораторий для проведения прививок, необходимо выводить маток не из личинок, а из яиц. И второе: практика показала, что при прививке яиц родившихся из них личинок пчелы сразу обильно кормят маточным молочком и матки получаются лучшего качества, чем при прививке личинок. Кроме того, при перестройке в мисочки ячеек с личинками пчелы почему-то часто выбрасывают их, чего не бывает при прививке яиц.

В этот же день отыскиваю маток в рядовых семьях и перевожу во вторые корпуса, которые отделяю от нижнего гнездового корпуса разделительной решеткой. Ко дню получения зрелых племенных маточников в нижних корпусах рядовых семей весь расплод должен быть запечатан.

Данная работа облегчается потому, что три дня назад на эти семьи были поставлены вторые корпуса. Матки в большинстве случаев поднимаются вверх, и обнаружить их несложно. Кроме того, в расширенном гнезде пчелы не так плотно обсиживают рамки, что тоже облегчает поиск маток.

С рядовой семьи снимаю второй корпус и ставлю его на специальную подставку в виде магазина с фанерным дном. Снимаю корпус с семьи для того, чтобы при осмотре его рамок матка не ушла в нижнюю часть гнезда. В верхнем корпусе отодвигаю вставную доску и бегло осматриваю соты.

Если в ячейках появились яйца, то это означает, что матка находится здесь. При более внимательном осмотре рамок нахожу ее и вместе с сотом, на котором она обнаружена, переношу в пчеловодный ящик.

Если же свежеотложенных яиц нет, то матка находится в нижнем корпусе. В этом случае ее там отыскиваю и также вместе с сотом переношу в пчеловодный ящик. Затем осматриваю все соты семьи. При этом вырезаю весь трутневый расплод, в том числе и со строительных рамок. С трутневым расплодом оставляю только те рамки, которые были переставлены из племенных семей. Таким образом, на пасеке будут преобладать племенные трутни от лучших семей.

Из верхнего корпуса в нижний переношу все рамки с расплодом, а из нижнего в верхний - безрасплодные и спаренные магазинные соты (или магазинную рамку с расплодом) . В верхнем корпусе должно быть 5 гнездовых рамок без расплода плюс рамка с расплодом, пчелами и маткой. Нижний корпус до полного комплекта дополняю вощиной, помещая ее вперемежку с расплодом. Строительную рамку из гнезда убираю.

На нижний корпус кладу разделительную решетку, а на нее ставлю пустой магазин. К левой стенке магазина помещаю три полурамки. Поверх этого магазина ставлю вторую надставку и над рамками нижнего магазина устанавливаю полурамки с расплодом и кормом, взятые из нижнего корпуса, а также пустые магазинные соты. В общей сложности их должно быть не больше трех. Эти соты ограничиваю вставной доской.

За вставную доску переношу гнездовые рамки, предназначенные для второго корпуса. Между ними помещаю и рамку с маткой. Верхний корпус накрываю холстиком.

Таким же способом комплектую гнезда и тех семей, в которых матка была найдена три дня назад и уже отделена разделительной решеткой во втором корпусе. Только при этом матка не отыскивается, а в нижний корпус переставляются все соты с расплодом, но без пчел. Из нижнего корпуса в верхний переставляются соты без расплода.

Постановка во второй корпус магазинных рамок позволяет лучше использовать взяток с ивовых. Если в верхнем корпусе не будет магазинных рамок, то пчелы сложат напрыск в гнездовые соты и ограничат яйцекладку маток.

Нужно сказать, что отыскивание маток в рядовых семьях и перевод их во вторые корпуса - одна из самых трудоемких операций. Она, как правило, занимает два дня и выполняется не только в день прививки, но и на следующий день. Бывает, что за один просмотр семьи не удается обнаружить матку. В таком случае улей закрываю, а на боковине его крышки мелом ставлю знак минус. Повторно эту семью осматриваю к вечеру или на второй день, нахожу матку, а знак минус превращаю в плюс.

На своей пасеке с успехом применяю и второй прием для поиска маток. Суть его заключается в том, что за четверо суток до прививки в центр рядовых семей ставится вставная доска, разделяющая гнездо на две равные части. При этом поверх разделительной решетки помещается магазин, а не второй корпус. Через проход под вставной доской пчелы общаются между собой, но матка работает только в какой-то одной половине гнезда.

Через четыре дня магазин снимаю и гнездо семьи осматриваю сверху. В той части гнезда, где находится матка, наблюдается значительно большее скопление пчел, а при осмотре рамок видны яйца. Стоит теперь осмотреть только эту половину гнезда и найти матку.

После перевода маток во второй корпус они развивают там бурную яйцекладку на свободных гнездовых сотах, а за вставную доску к магазинным рамкам попасть не могут. В полурамки пчелы складывают мед.

ПРОВЕРКА ПРИЕМА МАТОЧНИКОВ. Через три дня после прививки трехдневных яиц на маточное воспитание (15 мая) провожу проверку приема маточников и их выбраковку. Все маточники, личинки которых отстают в развитии, выламываю. Семье-воспитательнице для улучшения качества маток оставляю не более 20 маточников. Если в это время нет взятка, то семьям-воспитательницам даю сахарный сироп.

ПОДСИЛИВАНИЕ ПЛЕМЕННЫХ СЕМЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЬНИЦ РАСПЛОДОМ И ОБРАБОТКА ИХ ПРОТИВ ВАРРОАТОЗА. Через три дня после проверки приема маточников (18 мая) отбираю из вторых корпусов рядовых семей по одной-две рамки самого молодого расплода (яиц), подсиливаю семьи-воспитательницы этим расплодом и обрабатываю их против варроатоза. Перед началом работы к каждой семье-воспитательнице подношу две магазинные надставки без рамок и сетчатый поддон, а для рядовых семей готовлю рамки с вощиной. Затем от каждой рядовой семьи отбираю одну-две рамки с яйцами и ставлю в переносной ящик. Вместо них даю вощину.

После того как в пчеловодном ящике наберется 5 рамок с расплодом, подхожу к семье-воспитательнице. Из ее гнезда вынимаю две рамки с кормом, прививочную рамку и помещаю в пчеловодный ящик к рамкам с расплодом. К этому времени на прививочной рамке все маточники будут запечатаны - после прививки прошло 6 дней.

В гнездовой корпус взамен кормовых и прививочной рамки ставлю три сота с яйцами. Гнездо закрываю пленкой, оставляя открытыми пять рамок с правой стороны. Над открытой частью гнезда ставлю две магазинные надставки и переношу в них две рамки с кормом, две с расплодом и прививочную рамку. Кормовые рамки размещаю по краям, а прививочную - между расплодными сотами. Ограничив эти рамки вставной доской, второй корпус утепляю запрополисованными холстиками и улей закрываю.

Постановкой в семью-воспитательницу открытого расплода создаются условия для вывода высококачественных маток. Около маточников, которые находятся между рамками с открытым расплодом, поддерживается устойчивая температура, необходимая для нормального дозревания маток. Кроме этого, перенос прививочной рамки во второй корпус отдаляет ее от дна улья, что гарантирует сохранность личинок в маточниках при обработке семьи против варроатоза, особенно когда препараты находятся на дне улья.

После подсиливания всех племенных семей приступаю к обработке их против варроатоза. Для этого под рамки на дно улья устанавливаю сетчатую раму. На смазанный вазелином железный планшет кладу лист пористого картона размером 20X20 см, выливаю на него 20 г санвара и планшет подсовываю под сетчатую раму.

В это время в семьях-воспитательницах рождается много молодых пчел, и выходящий из расплода клещ под действием паров санвара осыпается. Кроме санвара можно применять щавелевую и муравьиную кислоты, тимол.

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВОДКОВ ОТ РЯДОВЫХ СЕМЕЙ. Через 10 дней после прививки (22 мая) выполняю следующие работы: вешаю по одному 6-рамочному улейку на каждую семью-воспитательницу, формирую отводки от рядовых семей, ставлю на эти семьи магазины, подсиливаю племенные семьи, а также отводки с племенными матками, привезенными с другого точка.

Перед началом работы на улей каждой рядовой семьи вешаю 6-рамочный улеек летком к задней стенке. Если пасека имеет медовое направление, то улейки вешаются летками к передней стенке.

За десять дней пребывания маток в верхнем корпусе внизу, под разделительной решеткой, весь расплод уже запечатан. А во втором корпусе сосредоточился весь открытый расплод. Сюда перешли и молодые пчелы-кормилицы, которых надо передать в отводок.

Формируется отводок очень просто. В 6-рамочный улеек из второго корпуса рядовой семьи переставляю гнездовые рамки вместе с пчелами. Расплода каждый отводок получает не менее двух сотов, с остальных рамок самого молодого расплода пчел стряхиваю в отводок, а расплод убираю в пчеловодный ящик для передачи племенным семьям и племенным отводкам, привезенным с другого точка. У первого сформированного отводка открываю леток на 1-2 см, гнездо утепляю, но крышкой не закрываю.

Перехожу на левую сторону улья, из второго корпуса вынимаю вставную доску, снимаю верхний магазин и ставлю на подставку. Бегло просматриваю три магазинные рамки, а потом и рамки нижнего магазина. Три сота нижнего магазина переставляю в верхний. Если на некоторых магазинных рамках есть яйца, то это указывает на то, что здесь может быть и матка. В таком случае все их просматриваю, и если обнаруживаю матку, то передаю ее в отводок. Правда, это бывает очень редко.

Пустой магазин и разделительную решетку с гнезда убираю, бегло осматриваю соты нижнего корпуса. При этом выясняю, не прошла ли туда матка, а также нет ли там свищевых маточников. Обнаруженные маточники уничтожаю. Если матка через решетку все-таки прошла вниз, то нахожу ее и вместе с открытым расплодом передаю в отводок.

После осмотра комплектую гнездо: к правой стенке улья ставлю два медово-перговых сота, а потом все рамки с расплодом. Открытого расплода в это время в гнезде уже нет. За расплодными рамками размещаю безрасплодные. Два свежеотстроенных сота и один медово-перговый отбираю в пчеловодный ящик.

Сверху на гнездо помещаю магазинную надставку с шестью сотами, обсиживаемых пчелами. Эти соты по три ставлю по краям надставки, а в середину - четыре пустых магазинных сота. Безматочным семьям в гнездо и в магазин вощину не ставлю, так как они ее все равно не отстраивают.

В такой же последовательности формируются отводки от всех рядовых семей. Но, начиная со второго, каждый отводок получает не четыре, а шесть рамок. Из них четыре из верхнего корпуса и еще два свежеотстроенных сота из пчеловодного ящика. При этом все рамки с расплодом ставятся в центр отводка, а безрасплодные - по краям. После формирования последнего отводка расширяю двумя сотами отводок, сделанный от самой первой рядовой семьи.

Отобранные медово-перговые рамки по 4 шт. помещаю в 6-рамочные улейки, повешенные на семьи-воспитательницы, а рамки с расплодом сначала передаю семьям-воспитательницам по 5 каждой, размещая их между сотами нижнего и верхнего корпусов, затем раздаю племенным отводкам, привезенным с другого точка и пересаженным в запасные ульи. Каждый отводок получает до 5 рамок расплода. Рядовые семьи на одни сутки остаются без маток и маточников, а также без открытого расплода.

ДЕЛЕНИЕ ПЛЕМЕННЫХ СЕМЕЙ НА ОТВОДКИ И РАЗДАЧА ЗРЕЛЫХ МАТОЧНИКОВ РЯДОВЫМ СЕМЬЯМ. На второй день (23 мая) после формирования отводков от рядовых семей организую нуклеусы и раздаю зрелые маточники рядовым семьям и нуклеусам, делю семьи-воспитательницы на отводки и заключаю в клеточки оставшиеся маточники.Перед началом основных работ к ульям семей-воспитательниц подношу по 4 6-рамочных улейка, а на каждые три рядовые семьи готовлю один нуклеусный улеек. Это обыкновенный ящик, напоминающий 3-рамочный магазин с крышкой и дном. Его передняя и задняя стенки сделаны из 20-мм доски, а бока и крышка - из 4-мм фанеры. Дно отъемное, с большим отверстием, затянутым с обеих сторон проволочной сеткой с ячейками менее 4 мм.

Когда такой нуклеус поставлен на гнездо семьи, то в него через сетчатое дно поступает тепло снизу, а двойная сетка не позволяет пчелам семьи и нуклеуса входить в контакт.

Расставив на крышах ульев нуклеусы, с пчеловодным ящиком подхожу к первой племенной семье-воспитательнице. И из ее второго корпуса в ящик переставляю два сота с расплодом и пчелами, а между ними ставлю прививочную рамку с 14-дневными маточниками. Это делается для того, чтобы маточники не застыли.

С пчеловодным ящиком подхожу к рядовой семье, открываю крышку улья, снимаю холстик со свободной от магазина части нижнего корпуса и устанавливаю на это место нуклеус, совмещая его леток со специальным отверстием для летка в левой стенке улья.

Из магазина семьи в нуклеус переношу магазинную рамку с расплодом и пчелами, нуклеус закрываю. Если в этой семье полурамки с расплодом нет, то переношу одну рамку с кормом и пчелами.

Рамки в магазине сдвигаю вправо и через образовавшееся свободное пространство в гнездо, между рамками с расплодом, помещаю один из маточников прививочной рамки. Семья, не имея открытого расплода, не может заложить своих маточников и вынуждена принять данный ей от племенной семьи.

Оставшиеся 9 рамок в магазине раздвигаю пошире друг от друга для их дальнейшего утолщения при заполнении медом. Гнездо сверху утепляю холстиками. Крышку этого улья не закрываю. Поочередно из магазинов следующих двух семей беру по одной рамке с расплодом и пчелами и помещаю в нуклеус первого улья. Получается сборный нуклеус на три рамки. Между рамками в нуклеус помещаю маточник и закрываю крышкой. Леток нуклеуса оставляю закрытым на 5 дней. Воздухообмен с гнездом семьи осуществляется через сетчатое дно. Сборные нуклеусы меньше ослабляют рядовые семьи.

После раздачи маточников четырем семьям и двум нуклеусам прививочную рамку с оставшимися маточниками возвращаю в семью-воспитательницу. А для дачи маточников следующим 4 семьям беру прививочную рамку другой семьи-воспитательницы. В результате семьи точка получают маток от пяти-шести племенных семей. Это уменьшает степень риска, если при отборе какой-то материнской семьи была допущена ошибка, и исключает близкородственное скрещивание.

Одной рядовой семье на точке маточник не даю, а в центре ее гнезда оставляю место для рамки-инкубатора, куда помещаю маточники, предварительно заключив их в клеточки Титова.

После раздачи маточников делю племенные семьи-воспитательницы на отводки. Количество формируемых отводков зависит от того, какое направление имеет пасека - медовое или разведенческое. При медовом направлении семья-воспитательница делится на меньшее число отводков, а при разведенческом - на большее.

На моей пасеке к этому дню семьи-воспитательницы занимают по 21 гнездовой рамке, из которых 10 сотов с открытым расплодом, и имеют много только что родившихся пчел. Поэтому каждую такую семью я делю на 6 частей.

Слева от улья семьи-воспитательницы веером расставляю четыре пустых 6-рамочных улейка. Еще один такой улеек с 4 кормовыми рамками снимаю с улья этой же самой семьи-воспитательницы и ставлю к четырем пустым. Со всех их снимаю крышки и убираю утепления.

Из племенной семьи вынимаю рамки с расплодом, уничтожаю свищевые маточники, если они есть, и вместе с пчелами переношу в улейки. В первые четыре отводка ставлю по две рамки с расплодом и по две с кормом. Дополнительно туда же стряхиваю еще по одной рамке пчел и гнезда ограничиваю вставной доской. Между расплодными рамками этих четырех отводков помещаю по одному маточнику, на рамки кладу утепление и улеек закрываю крышкой.

Из пятого улейка кормовые соты переставляю в улей, а из улья в отводок беру три кормовых сота без пчел и одну рамку с расплодом и пчелами. Между рамкой с кормом и расплодом закрепляю маточник. В улье оставляю рамку с расплодом, 4 сота с кормом и прививочную рамку. На количество оставшихся там пчел внимания не обращаю, так как знаю, что часть их из отводков слетит на старое место. Гнездо улья ограничиваю вставной доской и утепляю. То же самое делаю и с гнездом пятого отводка.

После этого улей бывшей семьи-воспитательницы разворачиваю на подставке таким образом, чтобы в том месте, где находился его леток, оказался угол улья, образованный его левой и задней стенкой. На заднюю стенку вешаю пятый отводок летком в сторону бывшего летка племенной семьи.

Остальные четыре отводка развешиваю на задние стенки ульев рядовых семей и открываю им летки. При этом летные пчелы этих отводков слетают на старое место, но, не найдя бывшего летка, часть из них возвращается обратно в отводки, а большинство входит в леток улейка, висящего на задней стенке улья семьи-воспитательницы. Некоторые пчелы находят леток улья и усиливают оставшийся там отводок.

После деления на отводки последней семьи-воспитательницы заключаю в клеточки Титова маточники, оставшиеся на прививочных рамках. Один маточник оставляю в отводке улья, а остальные уже в клеточках вставляю в специальную рамку-инкубатор и помещаю в центр рядовой семьи, которой не был дан маточник.

Если пасека имеет медовое направление, то семья-воспитательница делится всего на 2-3 более сильных отводка для увеличения пасеки, улей не разворачивается, а на семью ставится магазин. При возвращении в улей пчел из отводков семья становится сильной и собирает много меда.

В заключение еще несколько слов о делении семей-воспитательниц на отводки. Этим я занимался несколько лет. На первых порах ничего не получалось. При размещении отводков на этом же точке много пчел из них слетало на старое место. Приходилось после деления увозить отводки на другой точок, что требует много времени.

Происходило это до тех пор, пока я делал все так, как рекомендуют в пчеловодной литературе, то есть семьи-воспитательницы подсиливал зрелым на выходе расплодом, а делил на отводки после того, как в клеточках из маточников выйдут матки. При этом от подсиливания до деления семей-воспитательниц проходило 24 дня. За это время пчелам, родившимся из зрелого расплода, которым подсиливались семьи-воспитательницы, было уже от 14 до 23 дней. Они давно облетелись, запомнили расположение своего улья и поэтому всегда слетали на старое место.

И я стал поступать по-другому: подсиливать семьи-воспитательницы самым молодым расплодом - яйцами и давать отводкам 14-дневные маточники, а не молодых маток. Возраст пчел, родившихся из расплода, которым подсиливал материнские семьи, составляет несколько дней. Они еще не выходили на облет и из отводков не слетают.

ОБРАБОТКА РЯДОВЫХ СЕМЕЙ ПРОТИВ ВАРРОАТОЗА. Через 5 дней после деления племенных семей-воспитательниц (28 мая) осматриваю сформированные от них отводки и обрабатываю рядовые семьи против варроатоза.

Приезжая на точок, вначале открываю летки нуклеусов, сформированных пять дней назад. Затем к рядовым семьям подношу все необходимое для обработки их против варроатоза - сетчатые рамы, железные планшеты, вазелин.

После этого осматриваю отводки, полученные от семей-воспитательниц. По маточнику выясняю, вышла из него матка или нет. Если маточник открыт и на рамках с расплодом нет свищевых маточников, то это говорит о том, что матка вышла и отводком принята.

Свищевые маточники указывают на отсутствие матки. Их при осмотре уничтожаю, а отводку даю молодую матку в клеточке, из рамки-инкубатора. При этом низ клеточки с маткой открываю, заклеиваю кусочком канди и клеточку закрепляю между рамками отводка. Пчелы съедят канди и выпустят матку.

Встречаются отводки, в которых заложены свищевые маточники и при наличии матки. Это означает, что данная матка пчел не устраивает по качеству. Поэтому приходится все отводки со свищевыми маточниками осматривать на наличие матки и только после этого давать им другую матку.

В этот же день вечером в ульи рядовых семей вставляю сетчатые рамы, смазанные вазелином планшеты и обрабатываю их против варроатоза одним из таких препаратов, как муравьиная кислота, санвар, тимол,- согласно инструкции. В это время в рядовых семьях открытого расплода нет, а запечатанный полностью выйдет через 5 дней. Клещу деваться некуда, и он будет поражен препаратами.

ДАЧА РАМКИ С РАСПЛОДОМ РЯДОВЫМ СЕМЬЯМ И ОТВОДКАМ С МОЛОДЫМИ МАТКАМИ. Через пять дней после обработки рядовых семей против варроатоза (2 июня) отбираю от отводков со старыми матками открытый расплод и передаю его в семьи и отводки с молодыми матками, расширяю отводки со старыми матками сушью и вощиной.

Выполняется эта операция для того, чтобы в дальнейшем, не разбирая гнезд семей и отводков, быстро определить, есть ли у них матки или нет. К этому времени после рождения маток уже прошло 8 дней. Через 3-4 дня они должны приступить к яйцекладке. Если матка потерялась во время брачного полета, то на открытом расплоде пчелы заложат свищевые маточники.

Кроме этого, передача открытого расплода усиливает отводки и семьи, а отводки с плодными матками быстро восстанавливают его количество. Практика показала, что при регулярном отборе из отводков молодого расплода яйцекладка маток достигает наивысшего предела. Так, на своей пасеке при проведении опыта от большинства отводков я отбирал через каждые четыре дня по два гнездовых сота с яйцами и сделал для себя вывод: чем чаще отбирать из отводков самый молодой расплод, тем больше его будет получено.

Взамен рамок с расплодом отводкам надо давать в основном сушь, а не вощину. Если же запасных гнездовых сотов нет, то в начале работы от рядовых семей, которые на этом точке будут осматриваться в последнюю очередь, отбираю в пчеловодный ящик по два крайних сота, пригодных для яйцекладки маток. После этого перехожу к улью, с которого всегда начинаю работу на данном точке, открываю отводок со старой маткой и, определив его силу, отбираю рамки с молодым расплодом. При этом от более сильных отводков отбираю по три рамки, а от остальных - по две. Вместо рамок с расплодом в отводки помещаю по два сота, взятые из рядовых семей, и по одной рамке с вощиной.

Отобранные рамки с расплодом по одной, как контрольные, расставляю во все отводки, сформированные от семей-воспитательниц, а также рядовые семьи. Появление в их гнездах открытого расплода стимулирует работу пчел. Если рядовые семьи пять дней назад обрабатывались против варроатоза муравьиной кислотой или санваром, то в этот день обработка повторяется.

ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МОЛОДЫХ МАТОК И ИХ ЯЙЦЕКЛАДКИ. Через пять дней после дачи семьям и отводкам контрольных рамок с молодым расплодом (7 июня) выполняю следующие работы: определяю качество старых маток в отводках, отбираю от них часть расплода, выясняю яйцекладку маток в отводках, полученных при делении племенных семей, и отбираю от них лишний расплод; проверяю наличие маток и их яйцекладку в рядовых семьях, подсиливаю рядовые семьи расплодом и по потребности ставлю на них вторые магазины; подсаживаю плодных маток в семьи и отводки, потерявшие маток.

Сначала осматриваю отводок со старой маткой, определяю его силу, качество матки и какой расплод от него можно отобрать. Нельзя забывать, что ко дню продажи (25 июня) он должен иметь 6 улочек пчел и две рамки печатного расплода. Если отводок слабоват, то ему оставляю рамку печатного расплода и одну рамку яиц. Ко дню продажи зрелый расплод выйдет и усилит отводок. Все остальные рамки с расплодом отбираю. Сильному отводку оставляю только одну рамку с яйцами. Прошлогодних маток, которые плохо кладут яйца, намечаю к выбраковке. Крышку улейка с плохой маткой после осмотра не закрываю.

Сразу же осматриваю и отводок с молодой маткой, который висит на задней стенке этого улья. Из середины гнезда вынимаю контрольную рамку с расплодом, поставленную 5 дней назад, и осматриваю ее. Если на ней .нет свищевых маточников, значит, у отводка есть матка. В тех отводках, где пчелы обсиживают не менее трех рамок, пчел с контрольной рамки стряхиваю и убираю ее в пчеловодный ящик. В это время в каждом таком отводке есть еще две рамки печатного расплода. После его выхода отводок будет занимать 6 улочек. Вместо отобранной рамки с расплодом в отводок помещаю вощину. Пока молодая матка откладывает яйца на сотах, пчелы строят вощину. Улеек с безматочным отводком крышкой не накрываю.

После отводка таким же способом проверяю, есть ли матка в основной семье. Из ее гнезда отбираю 2-3 сота, пригодных для яйцекладки, а взамен ставлю соты с расплодом, взятые из отводков, висящих на этом улье. Рамки с расплодом размещаю в правой части гнезда, а между ними и к левой стенке улья ставлю рамки без расплода. Сформировав нижний корпус, со всех рамок магазина стряхиваю пчел в улей и на гнездовые рамки кладу разделительную решетку. (Стряхивание необходимо, чтобы случайно в магазине не осталась матка.) Поверх решетки ставлю магазин. Если пчелы плотно обсиживали рамки магазина, то на такую семью помещаю второй магазин. Делаю это так: из первого магазина, поставленного на гнездо, вынимаю 5 рамок с медом и переношу их во второй пустой магазин, установленный на подставку. На место взятых рамок в центр первого магазина помещаю 3 сота и 2 вощины. На первый магазин ставлю второй и в его центр ставлю 2 сота и 2 вощины.

С началом яйцекладки молодой матки пчелы энергично включаются в медосбор, осваивают магазины. В гнездовом корпусе они освобождают место для расплода, переносят мед из нижнего корпуса в магазины, так что постановка вторых магазинов им необходима.

После осмотра всех семей и отводков точка безматочным семьям и отводкам подсаживаю плодных маток из нуклеусов, предварительно выломав свищевые маточники. В первую очередь даю маток семьям, а потом отводкам. Если после этого остались плодные матки в нуклеусах, то подсаживаю их и в отводки с плохими матками, которых вначале отыскиваю и уничтожаю. На отводках с некачественными матками, которым не хватило молодых плодных маток, ставлю метку для дальнейшей их замены.

В обезматоченные нуклеусы сразу же в клеточке Титова подсаживаю неплодных маток, взятых из рамки-инкубатора, находящейся в одной из рядовых семей пасеки. А семье, где находились эти матки, подсаживаю плодную матку из нуклеуса.

На практике я убедился, что эти неплодные матки, несмотря на 10-12-дневное пребывание в клеточках, не теряют способности к спариванию и после подсадки в нуклеусы очень быстро становятся плодными. Поэтому вторую партию маток на своей пасеке я не вывожу, а использую маток из клеточек, что экономит много времени и труда. В последующем, после спаривания, эти матки используются для замены плохих маток в помеченных отводках, а также для подсадки семьям и отводкам, не принявшим подсаживаемых маток, и на всякий непредвиденный случай.

ПРОВЕРКА ПРИЕМА ПЛОДНЫХ МАТОК БЫВШИМИ БЕЗМАТОЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ОТВОДКАМИ. Через 5 дней после подсадки в безматочные семьи и отводки плодных маток из нуклеусов (12 июня) проверяю их прием. Наличие в гнездах этих отводков и семей свежеотложенных яиц означает, что матки приняты. Отсутствие яиц и наличие свищевых маточников, заложенных рядовыми семьями на рамках с расплодом, которыми они под-силивались в день подсадки маток, указывает на то, что подсаживаемая матка убита.

В этом случае маточники уничтожаю. Если на точке еще есть плодные матки в нуклеусах, то их подсаживаю в первую очередь в безматочные отводки, предназначенные для продажи. Если же плодных маток нет, то безматочные семьи и отводки помечаю и даю им маток при следующих посещениях точка, после спаривания второй партии маток в нуклеусах.

В этот же день проверяю прием неплодных маток и нуклеусами, получившими их пять дней назад. Нуклеусы, не принявшие этих маток, после выламывания свищевых маточников присоединяю к семьям. Для этого нуклеус без дна ставлю на рамки гнезда семьи, чтобы его пчелы объединились с семьей.

ПЕРЕДАЧА РАСПЛОДА ОТВОДКОВ РЯДОВЫМ СЕМЬЯМ. Через 10 дней после второго подсиливания рядовых семей (17 июня) последний раз осматриваю все отводки перед их продажей. Каждый отводок комплектую теми рамками, которые пойдут на продажу после 20 июня: в гнезде должно быть две рамки с печатным расплодом и два кормовых сота с 3-4 кг меда. Все лишние рамки с расплодом отбираю, а вместо них ставлю вощину.

Отобранный из отводков расплод передаю рядовым семьям с молодыми матками, а также тем отводкам, которым только в этот день будут подсажены плодные матки.

На пасеках медового направления в отводках остается только одна рамка самого зрелого расплода, а весь остальной передается рядовым семьям. Так проводится третье подсиливание рядовых семей.

В этот же день меняю плохих прошлогодних маток в отводках и подсаживаю плодных маток тем семьям и отводкам, которые по какой-то причине не приняли их 10 дней назад. Плодных маток беру из нуклеусов.

Рядовым семьям матку подсаживаю вместе с нуклеусом. При этом на гнездовые рамки рядом с магазином кладу газету в один слой. Нуклеусный ящик, после отсоединения дна, ставлю на эту газету. Пчелы семьи и нуклеуса прогрызают газету и объединяются. Этим приемом достигается 100-процентный прием маток.

В отводки молодых плодных маток подсаживаю в клеточках Титова. Безматочные нуклеусы присоединяю к семьям, на гнездах которых они стоят.

ПРОДАЖА ОТВОДКОВ И ПОДСИЛИВАНИЕ РЯДОВЫХ СЕМЕЙ. После 22 июня продаю отводки. К этому времени они занимают 6 улочек и имеют 3-4 рамки расплода, в том числе не менее 2 рамок печатного. Весь этот расплод получен от молодой матки после ее оплодотворения.

Формирую отводки для отправки в присутствии покупателя. На место снятого с задней стенки улья отводка вешаю 4-рамочный пакетный ящик с открытым летком и в него из отводка переношу две рамки с кормом, две рамки с запечатанным расплодом и сидящими на них пчелами. С остальных двух рамок отводка пчел сначала стряхиваю в улеек, а потом из него высыпаю в пакет. Пакет закрываю крышкой. Две рамки с расплодом и кормом убираю в пчеловодный ящик.

В таком же порядке пересаживаю и отводок, висящий на правой стенке улья. Расплод, оставшийся от двух отводков, передаю рядовой семье, проводя этим самым ее четвертое подсиливание.

После пересадки всех отводков точка начинаю прибивать крышки пакетных ящиков. Делается это в определенной последовательности. Сначала закрываю леток пакета и снимаю его на землю, а потом уже приколачиваю крышку. После этого пакет снова вешаю на улей и открываю его летом.

В этот же день пересаживаю отводки и на других точках пасеки. Вечером, после окончания лёта пчел, закрываются летки и пакетные ящики грузятся на автомашину для отправки покупателю. После загрузки машины здесь же, на пасеке, составляется приемо-сдаточный акт на продажу пчел. В дальнейшем, имея на руках этот акт, я как гфодавец никакой ответственности за сохранность этих пчел не несу.

На разведенческой пасеке на этом заканчивается работа с отводками, и все внимание переключается на рядовые семьи. За четыре подсиливания каждая из них получила по б и более рамок расплода. Кроме того, матки рядовых семей и сами за это время развивают высокую яйцекладку. Семья хорошо растет, успешно участвует в июльском и августовском медосборе и очень сильной уходит в зиму.

На пасеках медового направления, где отводки с прошлогодними матками не продаются, в конце июня из отводков отбирается весь расплод и передается семьям. Вместо рамок с расплодом им ставится сушь и вощина для яйцекладки маток и последующей передачи семьям.

Дальнейший уход за пчелами описан мной раньше в главе "Работа пчеловода в период осеннего наращивания пчел и подготовки гнезда семьи к зиме".

Цебро В.П. - "День за днём на пасеке"


   
© Пасека